Горный массив Алханы - традиционное место поклонения забайкальских бурят - Другие - Святые места - каталог - Сайт Пифос. Великие открытия, изобретения 19 - 20 века
Воскресенье, 11.12.2016, 11:00
Приветствую Вас Гость | RSS

ПИФОС

Главная » Файлы » Святые места » Другие

Горный массив Алханы - традиционное место поклонения забайкальских бурят
13.06.2009, 09:10

Культовый комплекс Алханы (Алханая) является традиционным местом поклонения забайкальских бурят. Этот горный массив, расположенный в Дульдургинском районе Агинского автономного национального бурятского округа, является отрогами Даурского хребта. Это самые высокие горы в регионе. Наивысшая точка Алханая 1664 м. над уровнем моря. По его западным и восточным сторонам протекают маленькие, но бурные горные речки Дульдурга и Иля. На севере каменистыми грядами, покрытыми густыми лесами, Алхана соединяется с горным массивом Сохондо Яблоневого хребта. Алхана - одно из самых красивых мест Агинской степи. Это скалистые горы с крутыми и отвесными скалами, многочисленными ущельями и оврагами. Территория Алханы и прилегающих к нему земель определена как национальный природный парк и находится под охраной государства.

Устная традиция говорит, что Алхана является одним из самых значительных тридцати трех святых для буддистов мест, по значимости занимает третье место после Поталы и горы Утайшань. Наиболее простой ритуал почитания Алханы выражается в совершении гороо - обход почтения по ходу солнца вокруг основных объектов комплекса. Совершается малое гороо - обход, занимающий один день от кемпинга на ручье - Демчог сумэ - Сэндэмын сумэ - Мунхэ зула - Наро Хажод - Мунхын аршан - Даянэ гэр - Уудэн сумэ - Загурди - Эхын умай; большое гороо занимает четыре дня пешего перехода и включает в себя восхождение на вершину Алханы - Алаг-хан. Алаг хан - древнее название горы, от которого получил имя весь комплекс. Алаг означает пестрый, так как гольцы гор покрыты каменным лишайником, сверкающим на солнце яркими пятнами, отсюда и название Пестрый Владыка. Эта вершина самая высокая в комплексе, горы которого имеют вулканическое происхождение. На вершине Алаг-хана сохранился вулканический кратер, который наполнен водой, вода из этого озера также считается целебной. Вершина Алханы (Алханайин орой) одна из самых высоких точек Забайкалья, во времена кочевой военной демократии она имела стратегическое военное значение. Говорят, что есть три великих хозяина местности: Хухэ уула, Хан-уула и Алаг-хан. Вершина Алаг-хана была пунктом постоянного дозора воинов Чингис-хана.

Существует много разных легенд и преданий о том, как появилось название этой горы. Одна из них рассказывает о могучем богатыре Алаг-хане. В давние времена, однажды нагрянула черная беда на людей и скот - хара зуд. Все живое стало вымирать. В борьбу с этой злой силой вступил могучий Алаг-хан. Могучего телосложения, богатырь, статный, с пронзительным взором, в прекрасных, дорогих одеждах. Неописуемой мощи красоты была его белая лошадь. Из ее могучих ноздрей искрился огонь, из-под острых копыт летели камни, высекая искры. У Алаг-хана был волшебный бич. Достаточно было хлестнуть им - черная сила увядала, отступала от людей. Алаг-хан на белом коне скакал через реки, горы, из улуса в улус, и беда отступила. Народ снова зажил в благоденствии и счастье.

Но недолго пришлось радоваться людям. Пришла огненная беда - халуун зуд. Начало это зло сметать все живое на своем пути. Сначала в огненном жару стали умирать дети и старики, потом мужчины и женщины. Задумался Алаг-хан, его волшебному бичу не под силу было бороться с ним. Решил Алаг-хан встать горой на пути красно-огненного зла. Стал он каменной скалой и оградил людей от страшной гибели. С тех пор и существует горная гряда, в которой главной вершиной является священная гора Алхана - или Алаг-хан.

Относительно этимологии названия горы существует и такое мнение, что это слово тибетского происхождения. В самом деле, велико искушение прочесть его как тибетское Лханэ (lha gnas) - место обитания богов. К тому же места эти были признаны обителью тантрического божества Чакрасамвары и дакинь его мандалы. Однако исторические факты о приходе буддийских проповедников, гелонгов и йогинов в Алхану во второй половине XVIII века свидетельствуют не в пользу этого мнения, так как вышеизложенная легенда об Алаг-хане онтологически явно более древняя. Анализ содержания письменного источника по истории культового комплекса не приводит к однозначному решению этого вопроса. В рукописном тексте "Легенда о горе, преумножающей добродетель - обители Шри Чакрасамвары" анонимный автор излагает историю принятия буддизма в Алхане и его окрестностях. Текст записан старомонгольской графикой, однако содержит лексические и фонетические бурятизмы. Основное внимание в повествовании уделено деятельности гелонга Шагдара, довольно знаменитого йогина, который был также известен как Намнанай-лама. В народе о нем говорят как о яркой, мощной, незаурядной личности, он был первым учителем знаменитого Агвана Доржиева, прозорливо обнаружившим в молодом человеке недюжинные способности и направившим его на путь Дхармы. Священнослужитель Цугольского дацана, что расположен на берегу реки Онон, гелонг Шагдар, сын Намнанэ, согласно устной традиции, занимался духовной практикой в горах Алханы. Однажды он собрал всех шаманов, которых было очень много в этой местности, и вынудил их покинуть Алхану и поселиться в долинах. На Алхане, совместно с ширетуем Агинского дацана и его учениками, провел большие ритуалы буддийских подношений Учителям и распространил Учение Будды. Автор текста утверждает, что "в год дерева, коровы, когда убаши Жигжид встретился с Сэ Римпоче Лобсан Даши Рабжа ламой и поклонился, в те времена в Алхане не было буддийских традиций, и в его окрестностях учение еще не было распространено. Сказал он, что очень много здесь шаманов и шаманок. Когда учение распространится здесь в средней степени, шаманы и шаманки исчезнут". Описываемые далее события датируются пятнадцатым рабджуном, так что год дерева, коровы соответствует 1805 (четырнадцатый рабджун) либо 1865 (пятнадцатый рабджун) году европейского летоисчисления. Территория Алханы относится к приходу Агинского дацана, Агинский стационарный каменный дацан был построен в 1810-1816 гг., что само по себе является фактом укоренения буддийских традиций в этих землях. Поэтому, вероятнее всего, ссылка на отсутствие буддийских традиций в Алхане может быть отнесена к началу XVIII в.

В то же время в этом тексте есть строки, указывающие на древность и силу добрых традиций в этих горах, и предсказание о большом значении данных мест для буддийской религии. Сила этой традиции приумножает духовные усилия, совершенные в горах, и делает практику особенно эффективной. Это свидетельство приводится как предсказание некоего мудреца из Амдо, известного под именем Бухутур-шабирана. Возможно речь идет о событиях более ранних, документальные сведения о которых до нас не дошли. К сожалению, в настоящее время достоверные сведения по истории священных мест на территории Забайкалья очень скудны, насильственное прерывание религиозных и прочих народных традиций сказывается на современном поколении, носителей традиционных знаний почти не осталось. Все это крайне затрудняет научное изучение различных феноменов духовной культуры, в том числе онтологическое, функциональное и социальное значение мест традиционного культового поклонения. Если история и значение святых мест буддийского периода еще может быть восстановлена по письменным источникам, немногочисленным сохранившимся запискам старых бурятских лам, косвенным тибетским и монгольским документам, то добыть сведения о традициях добуддийских, не имевших письменности, на сегодня крайне сложно. Известно, что ранее Алхана была местом совершения шаманских обрядов.

Кроме того в тексте говорится о посещении Алханы многими гэгэнами - тулку, в основном родом из Амдо. Так Дэчен-гэгэн побывал дважды, посещал Алхану Сэ Ринпоче, Туган Ринпоче. Все они проведя серию практик подтвердили, что Алхана является обителью Шри Чакрасамвары, и что эти места обладают особой благодатью и словно созданы для совершения духовной практики и накопления добродетели. Идентификация персоналий, упоминаемых в тексте, исследование биографий этих людей и значение их вклада в культовую историю Алханы - задача, которую еще предстоит разрешить.

Горный комплекс насчитывает тринадцать вершин, каждая из которых имеет свое название, а некоторые считаются дворцом-обителью какого-либо божества: Дэмчог-сумэ (то есть храм Чакрасамвары), Наро Кхажод (Ваджрадакини), Сэндэма (Симкхамукха), Намсрай, Балдан Лхамо, Падмасамбхавы, Аюши и т.д.

В этой местности существует ряд источников, каждый из которых, согласно поверьям, излечивает различные органы человеческого организма. Как показали химические исследования, воды источников содержат радон, золото, серебро и прочие минералы и редкие элементы. Сами горы, вулканического происхождения, богаты залежами полезных и редких ископаемых.

Нельзя не отметить также красоту природы в горах Алханы, богатство растительности и животного мира в этих местах. Этот факт отмечен в тексте "Легенды об Алхане", красота природы и целебность воздуха и вод привлекают сюда множество отдыхающих. В настоящее время комплекс курируется администрацией Агинского округа, место приобрело характер туристического объекта. Алханай остается излюбленным местом отдыха жителей Забайкалья.

Таким образом, природный культовый комплекс Алхана отмечен высокими эстетическими, лечебно-оздоровительными качествами, имеет древние традиции и актуальное социальное значение.

Категория: Другие | Добавил: Admin
Просмотров: 1928 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Меню сайта
Категории раздела
Поиск
Восток
Статистика

Счетчик тИЦ и PR Rambler's Top100